Как разобрать чугунный радиатор отопления


Некоторые рекомендации, как разобрать батарею отопления

Разборка батареи отопления на составляющие секции представляет собой трудоемкую процедуру, которая выполняется либо при аварийной протечке авральным наскоком, либо в порядке запланированной работы, которую по ряду причин обязательно отодвигали на другой срок, следуя поговорке: «Пока гром не грянет…».

Лучше философски отнестись к необходимости периодической разборки радиатора, его промывки от накопившейся ржавчины и замене износившихся прокладок как к элементарной профилактике отопительной системы.

Попутно приурочить разборку батареи отопления к другим ремонтным мероприятиям в квартире, включая ревизию качества чугунных секций на предмет их дальнейшего использования, корректировку количества секций в батарее, установку дополнительной запорной арматуры  или перенос батареи на другое место.

Регламент профилактической разборки батареи отопления

Естественно, что разборка батареи может проводиться только при отсутствии воды в отопительном контуре. Поэтому способ прекращения подачи теплоносителя в регламенте не рассматривается.

Тогда в состав работ по разборке войдут следующие операции:

  • демонтаж радиатора с места крепления;
  • вывертывание радиаторных пробок;
  • отсоединение секций;
  • очистка секций, их промывка;
  • очистка либо замена ниппелей;
  • присоединение секций с ввертыванием радиаторных пробок;
  • установка радиатора на места крепления.

Демонтаж радиатора с места крепления

В большинстве случаев радиатор навешивается на крюки из арматурной стали, вбитые в стену. До того, как снять его с этих крюков, следует отсоединить радиатор от трубопроводов отопления. Если трубы уже проржавели насквозь, то лучше не церемониться с ними, а отпилить около пробки на торце радиатора. С крюков радиатор снимается вместе с торчащими сгонами.

Вывертывание пробок и отсоединение радиаторных секций

Снятый радиатор укладывается на ровное место. Необходимо снять радиаторные пробки. Они могут быть либо с ниппелями, либо  представлять собой глухие заглушки. Прежде чем приложить силу для откручивания, необходимо определиться с направлением резьбы. Зная, как разобрать батарею отопления, при помощи трубного ключа вывертываются радиаторные пробки. Тяжелее дается откручивать прикипевшие резьбы батарей, которые уже давно находятся в эксплуатации. Приходится использовать разогрев разбираемого межсекционного стыка паяльной лампой. На соседние стыки, которые разбирать не нужно, необходимо положить мокрую тряпку.

При разъединении стыка двух секций послышится звучный щелчок. Вращая ниппеля, секции разделяются. Таким образом, можно полностью разобрать батарею на составляющие детали.

Сборка секций радиатора

После разборки радиатора на секции выполняется очистка от набившейся ржавчины и кусков старых прокладок. На пробках в несколько проходов необходимо освежить старую резьбу. Затем секции собираются воедино в радиатор, вворачиваются радиаторные пробки. Радиатор навешивается на свое место.

Это важно! При установке радиатора произвести выверку расположения батареи по вертикали и горизонтали, чтобы избежать в дальнейшем образования воздушных пробок.

Разборка алюминиевого радиатора

Разборка алюминиевого радиатора аналогична последовательности, изложенной для чугунных батарей. Разница лишь та, что эти радиаторы сравнительно новые, поэтому для  откручивания резьбовых соединений не нужно прикладывать большие усилия.

Определение размера батареи отопления

Как уже упоминалось, в преддверии разборно-демонтажных работ можно подкорректировать количество состыкованных секций батареи, чтобы температура в жилище была комфортной. Методик, как рассчитать размер батареи отопления, несколько, из них наиболее популярными являются расчеты по площади обогреваемого помещения. С достаточной точностью они позволяют определить оптимальное количество секций отопительного прибора.

Расчеты  отопительных приборов по площади помещения

В них задействована нормативная удельная тепловая мощность, определенная санитарными нормами  для обогрева 1 кв. метра жилых помещений с различной высотой потолка. Ее величина определена в пределах от 100 Вт для низкой комнаты до 130 Вт для стандартной комнаты с учетом двух окон.

Если умножить расчетную площадь комнаты на указанные нормативы, получим  номинальную мощность отопительного радиатора, который мог бы прогреть эту комнату. В случае комнат с потолками или окнами выше стандартных, вводится поправочный коэффициент 1,1.

Из технического паспорта модели радиатора используем указанное там значение тепловой мощности  для одной секции.

После деления значения номинальной  мощности обогревателя, потребной для отопления комнаты, на паспортную мощность прибора, получается искомое количество секций. Округлив его в большую сторону, мы придем к размеру батареи.

ActionTeaser.ru - тизерная реклама

Оцените статью: (Пока нет голосов)  Loading ...

santehkrug.ru

Как отреставрировать старые чугунные батареи и надолго отсрочить их замену

После десятка лет службы чугунные батареи выглядят так, что хозяевам просто больно на них смотреть. Краска стирается и облезает, на местах ниппельных соединений появляется налет, иногда из-за износа межсекционных прокладок радиаторы подтекают. Владельцы начинают всерьез задумываться о замене приборов отопления. Но что покупать? Биметалл – дорого, алюминий и сталь прослужат гораздо меньше. Мысли снова возвращаются к чугунным радиаторам. Но они уже есть! Если найти время и силы для реставрации чугунных батарей, они будут выглядеть и работать не хуже новых. Так зачем платить больше?

Обновленная чугунная батареи прослужит еще десятки лет

Что делать при износе межсекционных прокладок радиаторов

Прокладки – слабое место в секционных батареях. Их задача – предотвращать вытекание теплоносителя из радиатора. Чаще всего стоят паронитовые прокладки, но в старых моделях – резиновые, иногда для герметичности стыки подмотывают паклей с краской. Когда материал изнашивается, появляются некрасивые ржавые потеки, из батареи может начать капать. Это не повод выбрасывать прибор отопления, ведь можно просто заменить прокладки. Для этого понадобятся силы, время, терпение и умение обращаться с инструментами. Финансовые затраты минимальны.

Подготовительная работа – очистка внутренних каналов

За годы работы батарей в них накопилось огромное количество грязи. Она попадает во внутренние каналы вместе с водой и налипает на стенки. Образовавшиеся наросты ухудшают теплоотдачу отопительных приборов. Поэтому реставрационные работы начинают с промывки радиаторов. Батареи снимают, переносят в ванну или на улицу и тщательно промывают из шланга, подключенного к водопроводному крану. Если процедуру проводят в ванне, то нужно обязательно поставить решетку на слив. Будьте готовы к пугающему открытию: каналы превращаются в настоящую мусорку.

Внутри батареи выглядят примерно так. Без промывки не обойтись

Как правильно разобрать старый чугунный радиатор

После очистки внутренних каналов батарею разбирают. Для этого понадобятся:

  • верстак или доски для оборудования рабочего места;
  • радиаторный ключ и сантехнический №2 или 3;
  • молоток и зубило;
  • паяльная лампа;
  • щетка с металлической щетиной.

Батарею кладут на верстак или доски и прогревают стыки между секциями паяльной лампой. За годы работы материалы соединений прикипают. Из-за нагрева в прокладках появляются микротрещины, благодаря чему стыки проще разобрать. С радиатора снимают заглушки и откручивают секции. Это нужно делать аккуратно и равномерно, понемногу откручивая гайки сверху и снизу, иначе чугун может лопнуть из-за перекосов. Иногда ниппели приходится выбивать с помощью молотка и зубила.

Ключ для радиаторных пробок и переходников

Замена прокладок и сборка отопительного прибора

Разобрав радиатор, поменяйте прокладки и соберите секции заново. Прокладки лучше заменить на паронитовые. Они прослужат дольше всего. Если же не получится их приобрести, воспользуйтесь сантехническим льном. Его наматывают на резьбу: на правую – по ходу часовой стрелки, на левую – против. В качестве дополнительной защиты от протечек используют специальные герметики. Если теплоноситель имеет химически агрессивный состав (например, используется антифриз), то придется выбрать устойчивый герметик, прокладки следует использовать только паронитовые. Собирают радиаторы в обратной последовательности, меняется лишь направление вращения ключа.

Есть несколько видов прокладок для радиаторов, паронитовые – самые надежные из них

Как добиться эстетичного внешнего вида старых батарей

Очистив батареи изнутри и заменив все изношенные прокладки, работу над обновлением функций можно считать завершенной. Пора заняться внешним видом, чтобы отопительные приборы хорошо вписывались в интерьер. Для этого их достаточно покрасить. При желании батареи декорируют самобытной росписью, изображениями в технике декупаж или просто закрывают специальными экранами. Но красить придется в любом случае. Важно правильно выбрать состав краски и соблюдать технологию нанесения.

Тонкости выбора радиаторных красок

К краскам для радиаторов предъявляют повышенные требования. Они должны быть устойчивыми к воздействию высоких температур, износостойкими, безопасными. Также важно, чтобы покрытие не снижало показатели теплопроводности. Производители предлагают такие составы:

Это краски на органической основе. С их помощью легко создать красивое покрытие с глянцевым блеском. Недостаток – резкий запах. Пока краска не высохнет, в помещении будет чувствоваться специфический аромат.

Достоинства – большой выбор оттенков, хорошие эксплуатационные характеристики, стойкость. Недостаток тот же – запах. Причем он может появляться при сильном нагреве батарей в отопительный сезон.

  • Водно-дисперсионные составы

Их часто выбирают из-за отсутствия запаха и быстрого высыхания. При покупке обратите внимание на производителя. На банке обязательно должна быть пометка, что краска предназначена именно для радиаторов отопления.

Их иногда покупают для батарей, но это самый неудачный выбор. У масляных составов множество недостатков. Они долго сохнут, сильно пахнут, меняют цвет, снижают теплоотдачу радиаторов.

Убедитесь, что на выбранной краске есть пометки «Для радиаторов отопления» и «Термостойкая»

Технология нанесения краски для радиаторов

Перед окрашиванием следует удалить покрытие. В магазинах продаются специальные смывки для красок, можно воспользоваться ими. В теории смывки помогают очистить батареи, но на практике их эффективность оставляет желать лучшего, ведь краска буквально прикипает к поверхностям под воздействием высоких температур. Лучше разогреть покрытие паяльной лампой или строительным феном, счистить шпателем и щеткой с металлической щетиной. После этого зашлифовывают поверхность наждачной бумагой и обезжирить.

Красить нужно так:

  • Сначала красят внутренние поверхности, чтобы на передней части батареи не появились потеки.
  • Кисть или валик ведут снизу вверх.
  • Потеки удаляют сразу же, пока краска не загустела.
  • Покрытие наносят на всю поверхность радиатора, не нужно оставлять неокрашенные участки.
  • Можно сделать однослойное покрытие, но лучше красить в два слоя, чтобы добиться большей прочности.

Напольная чугунная батарея, окрашенная в стиле омбре

Старый чугунный радиатор способен еще несколько десятилетий создавать комфорт в доме. Не выбрасывайте прибор, если он потерял презентабельный вид и стал хуже греть. Все проблемы решаемы. Отреставрируйте батарею, проявите фантазию – и отопительный прибор будет работать и выглядеть не хуже нового.

Видео: как покрасить радиатор

teploguru.ru

Приемы ремонта радиатора своими руками

Если система отопления собрана грамотно, то работать она будет эффективно и долго. Но проходит время и даже такие прочные приборы как радиаторы начинают преподносить неприятные сюрпризы. Теплоноситель может просачиваться между стыками секций батареи или через свищ, который образуется на стенках приборов.

Если нет возможности заменить прибор, можно попробовать выполнить ремонт радиатора своими руками. Но так как на рынке присутствуют разные модели из различных материалов, соответственно и подход к работе будет неодинаковым. Разберем подробнее ремонт двух популярных типов: чугунных и алюминиевых батарей.

Чугунный отопительный прибор

В первую очередь определяется место протечки. Если это стык между секциями, то радиатор придется снимать, потому что потребуется разборка секций, чистка плоскостей соприкосновения и установка прокладки.

Если необходимо заделать свищ, то работу можно выполнить, не снимая прибора отопления.

Ремонт стыка

Для проведения ремонта потребуется:

  • специальный радиаторный ключ;
  • газовый ключ №2 или №3.

Будем считать, что радиатор снят. Его необходимо уложить на ровную поверхность. После чего снимаются с помощью газового ключа заглушки и футорки (заглушки с отверстиями под трубы).

Разбор

Секции радиатора соединены между собой ниппелями. Это короткая труба из чугуна с внешней трубной резьбой (наполовину она правая, наполовину левая) и внутренним отверстием, в котором есть два выступа.

Именно эти выступы являются тем местом, куда будут упираться края радиаторного ключа. По сути, это упоры.

На этом этапе потребуется помощник, который зафиксирует прибор отопления в неподвижном положении. Ключ вставляется в отверстие секции так, чтобы края инструмента уперлись в выступы ниппеля. Теперь необходимо с усилием провернуть ключ хотя бы на четверть оборота.

Все дело в том, что долгосрочная эксплуатация чугунных батарей, где используется теплоноситель с высокой температурой, создают условия, при которых ниппель и секция прибора спаиваются между собой. В итоге получается монолит.

Поэтому придется приложить большие усилия, чтобы разорвать эти связи. Как только ниппель немного сдвинется с мертвой точки, переходите на второй параллельный элемент. Нельзя раскручивать секции только с одной стороны, произойдет перекос, который затруднит последующие операции.

Таким образом разбираются все секции. Теперь необходимо зачистить поверхности стыков железной щеткой и наждачной бумагой. Нужно снять только ржавчину.

Обязательно осмотрите ниппели, если их состояние вызывает сомнение, то лучше заменить их новыми. Основное внимание обратите на резьбу.

Промывка

На этой стадии лучше всего провести промывку секций батарей. Струя из шланга и штырь (деревянный или металлический) справятся с этой задачей на отлично.

Сборка

После чего можно переходить к сборке, предварительно приготовив прокладки. Их можно сделать самостоятельно из жаропрочного паранита или резины толщиною 1 мм. В настоящее время мастера предлагают использовать силиконовый герметик, который может выдержать высокие температуры.

Сборка батареи проводится в обратном порядке. Будьте осторожны, когда закручиваете ниппели. Здесь важно не перекрутить, чтобы не сдавить прокладку до критической нормы. Она просто может порваться. Как и при разборке два ниппеля необходимо вкручивать попеременно.

Нередко случаются ситуации, когда упоры внутри ниппеля под действием долгого соприкосновения с теплоносителем покрываются ржавчиной. И при давлении со стороны радиаторного ключа эти упоры срезаются. Что делать в этом случае, ведь секции просто не раскрутить. Вариант один – сломать секцию, на которой появился свищ.

Это сделать можно двумя способами:

  1. Просто разбить секцию батареи кувалдой. Делаете это аккуратно, чтобы не сломать хорошие элементы.
  2. Можно срезать болгаркой. Но место соединения все равно придется разбивать молотком.

Ремонт свища

Отремонтировать свищ, чтобы это была стопроцентная гарантия, невозможно. Все способы считаются временными. Оптимальный вариант – заменить секцию батареи новой. Вот несколько способов:

  • залепить свищ пластилином;
  • нанести герметик;
  • обмотать бинтом с краской.

Все эти операции необходимо проводить на холодном радиаторе. То есть отключаете его от отопительного контура, когда он остынет, заделываете свищ. Кстати, все эти методы подойдут, чтобы временно устранить течь в стыках между секциями. Таким образом, можно подождать до весны, когда закончится отопительный сезон. После чего провести полномасштабный ремонт системы отопления.

Прибор из алюминия

Алюминиевые батареи имеют точно такую же конструкцию, как и чугунные. Здесь секции также соединяются ниппелями, только они изготовлены из стали. Поэтому разборка и сборка секций повторяет вышеописанную технологию.

Но что делать, если образовался свищ? Как и с чугунными приборами отопления, можно воспользоваться временными методами. Но есть более сложные варианты ремонта, в которых используются сварочные технологии. Сделать это своими руками нельзя. Просто обозначим их:

  • пайка с помощью специального припоя для алюминиевых изделий;
  • аргонная сварка (самая надежная).

Полезные советы

Вся конструкция радиаторов (чугунных или алюминиевых) соединяется элементами с правой и левой резьбой. Обычно футорки с правой, а заглушки с левой. Поэтому первые откручивать надо по часовой стрелке, вторые – против часовой. При демонтаже обоих элементов необходимо обозначить, с какой стороны они снимаются. Это делается для того, чтобы не перепутать при сборке место установки.

К тому же с помощью мела или маркера устанавливается точное место вкручивания заглушек и футорок. Для этого, когда радиатор находится еще в сборе, мелом проводится черта по секции и заглушке (футорке). При сборке две части одной линии должны совпасть.

Что касается ниппелей, то здесь сложнее определить, какая у них резьба со стороны установки радиаторного ключа. Если с этим вы сталкивались неоднократно, то можно определить визуально. Если опыта в этом деле мало, то придется действовать методом «тыка». В том случае если ниппель одной из секций оказался снаружи, то на него можно накрутить футорку или заглушки, определив вид резьбы.

Чтобы легче было проводить разборку чугунного радиатора отопления, необходимо места резьбовых соединений прогреть до высоких температур. При этом ржавчина, которая создает монолит стыка, разрушается. Прогревать можно разными способами: газовой горелкой, паяльной лампой и другими доступными способами. При этом в процессе прогрева надо постукивать по одной из деталей молотком.

Обратите внимание, что сильно перегревать металл тоже нет смысла. Он достаточно хрупкий, так что можно повредить конструкцию.

И последний совет. Если вы уж начали разбирать радиатор отопления, то лучше разобрать все его секции и заменить на них прокладки. Это займет много времени, но ремонт будет стопроцентный.

x-teplo.ru

Как разобрать радиатор: подготовка инструментов, отсоединение и разборка батареи

Статьи

Иногда возникают ситуации, требующие немедленного демонтажа радиатора отопления. Конечно, можно для выполнения такой операции вызвать профессиональных сантехников, но это потребует времени и финансовых затрат. В данной статье мы рассмотрим, как разобрать батарею самостоятельно.

Разборка радиатора отопления своими руками

Поэтапное описание демонтажных работ

Пару слов о том, когда может понадобиться разборка батареи отопления:

  • В случае замены старого радиатора на новый, имеющий большую производительность и лучший внешний вид.
  • При потребности в добавлении дополнительных секций для батареи.
  • При необходимости замены отдельной секции или прокладки, давших течь.

Инструкция начинается с подготовки необходимых инструментов:

Шаг №1: подготовка инструментов

Фото ниппельного ключа

Название Назначение
Ниппельный ключ Разборка секций радиатора
Газовый ключ Отсоединение батареи от труб отопительной системы
Болгарка или газовый резак Порезка сгонов в случае их заклинивания
Отрезок стальной трубы или ломик Увеличение рычага ниппельного ключа
Паяльная лампа и металлическая щётка Удаление краски со сгона, прогрев футурок

Образец газового ключа

Совет: ниппельный ключ с учётом того, что он в хозяйстве нужен очень редко, а цена его не самая низкая, рекомендуется не покупать, а брать в прокат. Это позволит сэкономить семейный бюджет.

Шаг №2: отсоединение батареи

Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор отопления или чугунный, необходимо его отсоединить от системы обогрева. Для этого в обязательном порядке необходимо отключить отопление и слить со стояка воду, иначе вы попросту затопите помещение и получите ожоги.

Совет: рекомендуется перед началом демонтажа застелить пол под батареей плёнкой, тряпками или хотя бы газетами, чтобы избежать попадания на него остатков жидкости, которая может оказаться в контуре даже после слива стояка.

Далее в зависимости от сложности можно выделить три ситуации:

  1. Полипропиленовые трубы. В этом случае муфтовое соединение, как правило, скручивается голыми руками, не доставляя никаких трудностей.
  2. Стальные новые. Приложив некоторые усилия, вы, скорее всего, сможете раскрутить сгоны на входе и выходе батареи с помощью газового ключа.

Отсоединение новых стальных труб

  1. Старые стальные или чугунные трубы. Сначала пробуем, сняв краску с места стыковки паяльной лампой и металлической щёткой, пробуем раскрутить соединение так, как описано в предыдущем варианте. Но в долго проработавших системах чаще всего это не даёт результата, и тогда просто срезаем сгон «болгаркой» или автогеном.

Порезка старых сгонов с использованием «болгарки»

После отсоединения батареи от труб снимаем её с крюков и укладываем на ровную плоскость.

Шаг №3: разборка радиатора

Схема отсоединения секций батареи

Обозначение на схеме Название
1 Радиаторная секция
2 Ниппель
3 Герметизирующая прокладка
4 Ниппельный ключ
5 Отрезок трубы или ломик

Батарея может быть чугунной, алюминиевой или биметаллической.

Наиболее сложным вариантом для разбора является первый из перечисленных, с него и начнём:

  1. Как разобрать чугунный радиатор отопления собственными силами:
    • Осторожно, проверяем ход резьбы на футурках или заглушках, который может быть как левым, так и правым.
    • Вставляем ниппельный ключ внутрь, усиливаем его крутящий момент с помощью отрезка трубы или ломика.
    • Срываем резьбу, прокручивая инструмент на четверть оборота сначала в верхней части, а затем в нижней.
    • Затем также попеременно продолжаем откручивать ниппели, чтобы радиатор не перекосило.
    • Основной проблемой старых батарей является то, что футорки могут прикипеть в процессе долгих лет эксплуатации и не поддаваться ключу. В таком случае место соединения необходимо прогреть круговыми движениями паяльной лампой, после чего снова попробовать открутить ниппель. Процедуру повторяем до тех пор, пока резьба не поддастся. Если же всё равно ничего не выйдет, то придётся резать автогеном.

Разобранная старая чугунная батарея отопления

  1. Давайте выясним, как разобрать биметаллический радиатор или алюминиевый? Процедура практически аналогична вышеописанной, но имеет несколько отличий:
    • Используется ниппельный ключ меньших размеров.
    • Не требуются столь большие усилия при откручивании ниппелей.
    • Заглушки и футуроки обладают маркировкой направления резьбы в виде букв S и D, где первая обозначает левый ход, а вторая – правый.
    • Металлические прокладки, находящиеся между секциями, протираются, шлифуются и хранятся до последующей сборки батареи.

Разборка алюминиевой батареи

После осуществления описанных задач вы можете заменить давшую течь деталь, добавить секцию или вообще установить новый радиатор на место старого.

Заключение

Демонтаж батареи отопления вполне выполним собственными силами. Наибольшую трудность может составить раскручивание старых чугунных моделей, в которых места соединений, как правило, прикипают за долгие годы службы. Тогда придётся воспользоваться паяльной лампой и приложить больше физических усилий. С новыми же алюминиевыми и биметаллическими радиаторами таких проблем не бывает, и они легко демонтируются.

Разделение биметаллической батареи на секции

Видео в этой статье ознакомит вас с дополнительными материалами, которые обладают непосредственным отношением к изложенной теме.Будьте аккуратны и внимательны, и у вас всё получится.

загрузка...

Page 2

Статьи

Покраска радиаторов отопления выполняет не только эстетическую функцию. Слой отделочных материалов, нанесенный на металлическую поверхность, предохраняет ее от коррозии, продлевая срок службы радиатора.

В нашей статье мы расскажем, как правильно выполнить все подготовительные операции, а также что нужно иметь в виду, осуществляя покраску своими руками.

Декоративное покрытие защищает поверхность от коррозии

Зачем нужна окраска батарей?

Если в вашем доме установлены стандартные чугунные или стальные радиаторы, то слой отделочных материалов, нанесенный на их поверхность, нужно периодически обновлять.

Необходимость таких работ обусловлена следующими соображениями:

Оставлять радиатор в таком состоянии нельзя!

  • Во-первых, рано или поздно краска изнашивается, и ее необходимо наносить заново. При этом отделка дает возможность частично компенсировать эстетические недостатки радиаторов, которые (в большинстве своем это справедливо для старых моделей, но и современные конструкции ушли от них недалеко) отнюдь не отличаются изысканным дизайном.
  • Во-вторых, покраска поверхности защищает ее от воздействия влаги и других факторов, что приводит к снижению интенсивности коррозионных процессов. И если для чугуна это менее актуально, то стальной радиатор с неокрашенной поверхностью ржавеет очень быстро.

Там, где краска отслоилась, металл начинает ржаветь

  • В-третьих, при использовании подходящих составов теплопередача батареи если и снижается, то незначительно. Вот почему, покрасив радиаторы специализированным пигментом, мы не нанесем ущерба микроклимату в помещении.

Обратите внимание! А вот медные батареи не повергают окраске. С одной стороны, полированная медь и так смотрится достаточно хорошо, а с другой – она не ржавеет, потому не требует дополнительной защиты.

Кроме того, высокая теплоотдача медных труб при покраске будет снижена довольно существенно.

Как видите, стальные и чугунные изделия крайне желательно подвергать подобной обработке как минимум раз в несколько лет. При правильном подходе выполнение этой задачи не займёт много времени, так что вполне можно справиться своими силами, без привлечения сторонних специалистов.

Технология окраски

Выбор краски

При промышленном производстве обработка поверхности батарей осуществляется путем нанесения порошковых пигментов в специальной камере. Эта технология является весьма эффективной, поскольку обеспечивает максимальную адгезию слоя краски с основанием, однако реализовать ее своими силами без соответствующего оборудования невозможно.

Вот почему радиаторы обычно красят либо кистью, либо краскопультом с использованием специальных жидких составов.

Алкидный специализированный состав

Для обработки подобных изделий применяются эластичные термостойкие пигменты с хорошей теплопроводностью:

Тип краски Особенности
Акриловые эмали и аналоги Основу материала составляет пигмент, смешанный с полимерным комплексом и органическим растворителем. После нанесения формируется глянцевая пленка, которая практически не снижает теплоотдачу радиатора.
Алкидные эмали Слой полимеризованного материала отличается эластичностью и прочностью, выдерживает нагрев до весьма высоких температур. Основной минус – крайне неприятный запах при обработке.
Водно-дисперсные краски Наносятся легко, сохнут довольно быстро, отличаются хорошей укрывистостью.

Основной проблемой в данном случае является подбор термостойкого пигмента, поскольку попытка использовать обычную краску приведет к тому, что перекрашивать батарею придется очень часто.

Совет! Для максимального ускорения процесса отделки можно взять автоэмаль в аэрозольном баллоне.

Единственным минусом такого решения является высокая цена , но траты будут существенными, только если красить придется несколько десятков радиаторов.

Калькулятор расчета площади под покраску

Перед покупкой пигмента нужно определиться с объёмом краски, который зависит от площади обрабатываемой поверхности. Площадь радиаторов отопления для покраски удобнее всего определять с помощью специальных программ: достаточно ввести в соответствующие поля тип батарей и их количество, и алгоритм выдаст нам необходимую цифру.

Подготовка

Чтобы краска легла ровно и держалась крепко, поверхности следует тщательно подготовить.

Инструкция по выполнению подготовительных мероприятий будет следующей:

  • Все работы осуществляем при отключенных батареях. Наносить краску на работающий радиатор бессмысленно: высокая температура основания не обеспечит нормальный режим высыхания, и пигмент очень быстро начнет отслаиваться.

Трубы тоже нужно подготовить

Совет! В идеале радиатор нужно снять и хорошенько простукать киянкой. Так мы и снятие старой краски облегчим, и внутренние отложения собьем со стенок.

Затем их можно будет высыпать через отверстия для подключения трубы отопления.

  • Старую краску обязательно удаляем. Для этого либо используем специальные смывки, либо прогреваем поверхности строительным феном и счищаем слой лакокрасочных материалов шпателем.
  • После удаления краски ошкуриваем поверхности. Черновую обработку осуществляем с помощью болгарки (используется насадка-крацовка), а затем еще раз проходим по плоскостям металлической щеткой.

Ошкуривание поверхности болгаркой

После этого обезжириваем все поверхности. У нас должна получиться металлическая батарея без следов старого пигмента и ржавчины – вот ее мы и будем красить.

Окраска и сушка

Покраска чугунных радиаторов отопления выполняется так:

Стены и пол закрываем бумагой, как показано на фото

  • Если используется пигмент в аэрозольном баллоне или краскопульт, то на стену за радиатором наклеиваем старые газеты во избежание попадания капель на отделку. При окраске кистью достаточно застелить пол непосредственно под батареей.

Совет! Желательно взять минимум две кисти: широкую – для обработки основных поверхностей секций, и узкую – для прокраса труднодоступных мест между ребрами.

  • Первый слой наносим составом, разведённым примерно на 1/4. Этот слой будет играть роль грунтовки.
  • Даем грунтовочному слою высохнуть в течение 24 часов, после чего наносим второй слой, теперь уже краской нормальной густоты. Тщательно прокрашиваем все участки, стараясь не оставлять пустых мест – именно там батарея начнёт ржаветь в первую очередь.

Нанесения краски кистью

  • Снова сушим радиатор в течение суток. Только после того как краска полностью полимеризуется, можно включать обогрев.

Заключение

Покраска радиаторов и труб отопления не требует от нас наличия сложных инструментов или специфических навыков. Если знать простые правила (а для этого достаточно прочесть приведённые выше рекомендации и просмотреть видео в этой статье), то работа много времени не займет, а результат получится вполне достойным.

загрузка...

Page 3

Что это такое — вакуумные радиаторы? Как они устроены? Чем обеспечивается их непревзойденная эффективность и экономичность, которую обещают потенциальному покупателю многочисленные продавцы? И, главное, насколько рекламные заявления производителей и продавцов соответствуют действительности? Давайте разберемся.

Наш герой.

Что это такое

Устройство

Как устроен этот отопительный прибор? В версии, предназначенной для систем водяного отопления, он представляет собой герметичную емкость сложной формы, через которую (через нижний коллектор) проходит труба отопления с теплоносителем. Радиатор полностью совместим с любым его типом; подключение тоже вполне стандартно.

Давление внутри емкости хоть и далеко от космического вакуума, но заметно ниже атмосферного. Часть объема прибора заполнена собственным летучим теплоносителем, никак не контактирующим с внешним контуром (по уверениям продавцов — некоей литиево-бромидной жидкостью, точное описание состава которой не приводится).

Однако: часть производителей упоминает возможность использования в качестве рабочей жидкости этанола (этилового спирта).

Устройство вакуумного радиатора.

Принцип работы

Принцип работы вакуумных радиаторов отопления, согласно заверениям все тех же производителей и продавцов, сводится к переносу тепла летучим теплоносителем в условиях разрежения:

  • При нагреве до 35С литиево-бромидная жидкость закипает и активно испаряется;
  • Обладая достаточно высокой теплоемкостью, она переносит тепло к верхней части отопительного прибора, обеспечивая максимально быстрый (за 1-2 минуты) и равномерный его нагрев;
  • В дальнейшем благодаря особым свойствам жидкости она долго сохраняет газообразное состояние, что не дает прибору остыть и обеспечивает экономию тепловой энергии.

Особый случай: электрические вакуумные радиаторы отличаются от обычных, предназначенных для работы в контурах водяного отопления, наличием собственного ТЭНа в нижнем коллекторе. Благодаря этой особенности отопительный прибор подключается только к розетке, что сильно упрощает монтаж.

Прибор укомплектован собственным ТЭНом.

Исследование образцов

В качестве образца мы возьмем модельный ряд вполне конкретной компании Energy Eco. Производимые ей вакуумные радиаторы позиционируются следующим образом:

Модель Размеры, см Количество секций Отапливаемая площадь, м2
Eco Vacuum 6 54х54х4,8 6 27
Eco Vacuum 8 70х54х4,8 8 36
Eco Vacuum 10 86х54х4,8 10 45
Eco Vacuum 12 102х54х4,8 12 59
Eco Vacuum 14 118х54х4,8 14 63
Eco Vacuum 16 134х54х4,8 16 72

Несложный подсчет показывает, что одна секция способна обеспечить достаточную теплоотдачу для обогрева 4,5 м2 жилого помещения.

Согласно заверениям продавца, этот прибор способен обогреть двухкомнатную квартиру.

Справка: согласно советским СНиП, тепловая мощность для расчета систем отопления берется равной 100 ваттам на 1 м2. В современных энергоэффективных домах благодаря комплексным мерам по снижению утечек тепла она может быть уменьшена до 60 ватт/м2.

Таким образом, одна секция радиатора должна обеспечить теплоотдачу как минимум в 4,5*60=270 ватт.

В описании технических характеристик отопительных приборов производитель расставляет все точки над «i»:

Параметр Значение
Материал корпуса Углеродистая сталь
Толщина корпуса 1,5 мм
Рабочая температура 110 С
Рабочее давление 6 — 13 кгс/см2
Монтажная резьба ДУ20
Теплоотдача на секцию 169 ватт

Еще раз: 169 ватт, а никак не 270. Как говорил небезызвестный персонаж незабвенного Михаила Афанасьевича: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши».

Фокусы и их разоблачение

Если уж мы вспомнили Булгакова, будет логичным напомнить читателю еще одну цитату: «Нам интересны как фокусы, так и их разоблачение».

Давайте изучим рекламные заявления дилеров и посмотрим, насколько они соответствуют действительности.

  • Быстрый выход на рабочий режим: нагрев помещения начинается сразу после достижения отопительным прибором 35С. Святая правда — если температура в помещении ниже 35С. Это актуально для любых двух объектов с разной температурой. Термодинамика, знаете ли.

На границе сред с разной температурой всегда присутствует перенос тепловой энергии.

  • Вакуумные радиаторы не страдают от воздушных пробок. Это так, поскольку в приборе нет скоб, в которых может скапливаться воздух. А вот контур в целом их вполне может иметь, что сводит это сомнительное преимущество на нет.
  • Эти отопительные приборы не страдают от зашлакованности труб и коррозии. Позвольте, а откуда в автономной системе вообще зашлакованность при ограниченном объеме воды? Аргумент относительно коррозии — тоже демагогия: кислороду, вызывающему появление ржавчины, в заполненной и замкнутой системе просто неоткуда взяться.
  • Небольшой объем теплоносителя. Этот параметр влияет лишь на тепловую инерционность контура: при малом количестве теплоносителя он быстро нагревается и быстро остывает. При заполнении системы водяного отопления объем воды в ней представляет разве что умозрительный интерес.
  • Долговечность. Простите, а как прибор с 1,5-миллиметровой стенкой из углеродистой стали может быть более долговечным, чем труба с 2,5-миллиметровой стенки из той же стали? Полипропилен и металлопластик тоже вроде как имеют срок службы, сопоставимый с продолжительностью человеческой жизни… В общем, опять демагогия.

Старейшим чугунным радиаторам больше века, и их функциональность ничем не отличается от новых приборов.

  • Низкое гидравлическое сопротивление. Факт: вакуумный радиатор создаст немного меньшее сопротивление потоку теплоносителя основного контура по сравнению с чугунным или алюминиевым и позволит сэкономить на работе циркуляционного насоса. С учетом того, что цена прибора в 3-4 раза выше, чем у обычного алюминиевого радиатора, период окупаемости разницы в стоимости можно оценить примерно в 400 — 500 лет: разница в потребляемой насосом мощности будет исчисляться сотыми долями процента.

Наконец, напоследок автор оставил самый привлекательный для покупателя пункт.

Постулат: вакуумные отопительные приборы исключительно экономичны. Экономия по сравнению с традиционными радиаторами в разных версиях рекламы варьируется от 30 до… 400%.

Уважаемый читатель, среднее образование в советской, а ныне — российской системе образования является обязательным. Школьный курс физики включает изучения закона сохранения энергии.

Если немного уточнить и перефразировать формулировку сэра Исаака Ньютона, применительно к нашему случаю она приобретет такой вид:

  1. Конечная форма любого преобразования энергии — механическая работа (то есть перемещение массы против вектора гравитации) или нагрев среды.

Сэр Исаак опечален современным уровнем образования.

  1. Поскольку наш отопительный прибор ничего никуда не поднимает, вся полученная им энергия полностью преобразуется в нагрев.

Подчеркнем: это утверждение верно для любого отопительного прибора, независимо от его конструкции. КПД всегда равен 100%: отняв у теплоносителя 500 ватт тепла, батарея полностью рассеет их в окружающей среде вне зависимости от своей конструкции.

Саркастические заметки

Автор позволит себе еще несколько комментариев к устройству и рекламируемым достоинствам вакуумных радиаторов.Принцип их работы полностью идентичен так называемой тепловой трубке — трубе с летучим теплоносителем.

Испаряясь в нагретой части герметичной емкости и конденсируясь на ее более холодном конце, он обеспечивает эффективный перенос тепла. Первые тепловые трубки начали использоваться в 18 веке, одновременно с появлением первых паровых машин.

Одна из проблем трубок — возврат конденсата теплоносителя в зону нагрева. В более примитивной версии, калькой с которой является вакуумный радиатор, жидкость стекала вниз самотеком — что мы и наблюдаем в исследуемой конструкции. В 1942 году была запатентована капиллярная трубка, способная работать в любом положении.

Этой конструкции больше века.

Доработанная версия изобретения — капиллярная тепловая трубка.

Кстати: утверждение о том, что теплоноситель сохраняет газообразное состояние после нагрева радиатора и продолжает греть его — первостатейная ложь. Он непрерывно конденсируется в верхнем коллекторе и стекает вниз самотеком.

В качестве теплоносителя в тепловой трубке используются аммиак, этанол и… вода, при пониженном давлении способная испаряться при низких температурах.

Единственное достоинство тепловой трубки — высокая теплопроводность по всему ее объему. Никаких других волшебных свойств у нее нет.

Монтаж

Трудно ли установить вакуумный радиатор отопления своими руками, если вам все же пришлась по душе идея этого прибора?

Инструкция по монтажу абсолютно стандартна.

  1. Прибор вывешивается на кронштейнах в горизонтальном положении.
  2. К нему подводятся трубы, соответствующие условному диаметру резьб и снабженные отсекающими вентилями, дросселями или термоголовкой. Схема подключения — снизу вниз.

Прибор на фото укомплектован парой дросселей.

  1. Для подключения радиатора к вентилям используются американки.

Заключение

Надеемся, что наш миниатюрный критический обзор помог читателю излечиться от излишнего доверия к рекламе. Узнать больше о том, что такое вакуумные радиаторы и как они устроены, позволит видео в этой статье. Успехов!

загрузка...

o-trubah.ru


Смотрите также